“Так случилось, что на прошлой неделе я прилетел из Москвы в Украину. Маршрутка из Борисполя привезла меня к Южному вокзалу, там меня встретил друг и, конечно же, первым делом повез на Хрещатик. И только я поднялся из метро и сделал первый шаг, как понял, что щось не те! Народ вокруг смеётся, обіймається, співає, танцює. Я шел по Майдану и з кожним кроком відчував, як якась неймовірна свобода рождается внутри меня, шириться, зростає… I так мене розпирало, поки я не вибухнул гучним сміхом і сльозами радості. Боже, як же я вам заздрю. Це так прекрасно, хоча б трішечки, саму крапельку відчувати себе господарем у своїй країні! За вас, українці! За вашу перемогу!”

У цього блог-запису є ще другий абзац. Уньому автор розповідає, як повернувся додому.

Вже більше місяця у світі пожвавлено й емоційно пишуть про Україну. Пишуть як очевидці політичних подій на Майдані, так і люди, які про них дізнаються через описи журналістів.

“Какое мы право имеем их называть презрительно – “хохлами”? Какое право вообще имеем на высокомерие? – запитав на своїй стіні в соцмережі російський письменник і журналіст Дмитрий Глуховский. За його романами пишуть комп’ютерні ігри. Закінчує свій коротенький допис він біблійною алюзією: “И их, и нас по пустыне водили двадцать лет всего. И им двадцати лет хватило, чтобы раба из себя выдавить, а мы заскучали, испугались, заплутали, оголодали, плюнули, и вернулись в старый добрый Египет”.

Цей текст був черговою крапелькою, після якої я вирішив зібрати ті думки росіян, які видаватимуться цікавішими. Спрямованість різна, але багато російських текстів, як ніколи, компліментарні щодо України.

Правозахисниця Наталья Гулевская під заголовком “ЛУБЯНКЕ НЕ УДЕРЖАТЬ УКРАИНУ” на сайті “Эхо Москвы” написала, що “Украина не по зубам чекизму и тоталитарным методам подавления протеста. Эта страна шагнула так далеко в сторону демократии, свободы слова и стремлению к западным ценностям, что попытаться остановить её с помощью военной силы – это непременно разделить участь Каддафи… Это не Россия, которая соткана из осведомителей, ищеек, цензуры, идеологической обработки в СМИ, беззакония и беспредела”. “Украина всегда была сердцем России”, – веде далі авторка, і закінчує словами подяки: “Спасибо, Украина, за подаренную и нам надежду также переступить через свой страх, раболепие и покорность и перевоплотиться в уважающую себя нацию, самодостаточных граждан”.

Щось подібне висловлює Лия Ахеджакова наприкінці статті “Украинцы дали нам урок гражданской активности и бесстрашия”. Присвячена вона аналогічним подіям у Росії, на Болотній площі: “Прошло два года, нас стало в разы меньше, а мы не научились ничему. Когда выходят несколько тысяч человек, их очень легко скрутить и так наказать, что страх скует все население. Я смотрю на то, что происходит на Украине, когда в Киеве вышел миллион, и чувствую огромное уважение к украинскому народу. Я им черной завистью завидую. Понятно, что Евросоюз им благополучия не принесет, но они не хотят удавку на шее, им не нужен старший брат. Украинцы дали нам урок гражданской активности и бесстрашия”.

Владимир Голышев: “В РФ высказывать недовольство решениями политического руководства страны – моветон. Но Украина, как известно – не Россия. В РФ курс корабля диктует только каприз барина. Холопское дело – телевизор смотреть и гордиться золотом наших олимпийцев. Потому понять: откуда взялся украинский евромайдан – задача непосильная для российского ума”, – констатує блогер. Як же це бачить сам автор, який бував у Києві, він поділився у статті “В уединенье чуждых стран, на лоне скучного покоя, в тревоге пламенного боя храни меня ЕВРОМАЙДАН!”.

“Если вы, читатель, – российский гражданин, убеждённый, что в ваших интересах – не выпустить Украину в Европу и вернуть её в новый СССР, это – ваш выбор. Циничный, эгоистичный выбор, но я даже не буду его обсуждать. Мне непонятно, почему из этого выбора вытекает издевательское, унижающее отношение к тем, кто борется за своё достоинство и за свою страну?” Автор цих слів Дмитрий Шабанов – не росіянин, але з переліку стаття не випадає, бо називається вона: “Украина — большая Врадиевка. Выбранные места из переписки с российскими и пророссийскими друзьями”. Ілюструє Євромайдан на прикладі Врадіївки.

Порівнюючи народний гнів українців і росіян, автор теж знаходить відмінності між народами: “А почему во Врадиевке граждане поднялись, а в Кущёвке лишь терпели и молчали, даже после того, как терроризировавшая станицу банда оказалась под арестом? Арест “цапков” стал не результатом народного возмущения, а следствием случайности: в станице оказалась съёмочная группа программы “Жди меня”. Во Врадиевке справедливости (хотя бы по одному эпизоду) добивались сами граждане. Одно из объяснений — разница между Россией и Украиной, разница в менталитете российской общины и украинской громады”.

Колишній економічний радник російського президента Андрей Илларионов у своєму ЖЖ поглянув, хто і в яких тонах передбачає територіальний розпад України:

“Модальность комментариев о “расколе” различается в зависимости от того, где и кем они произносятся: украинские авторы практически единодушно говорят о недопустимости и невозможности раскола, российские – о его сохранении и даже неизбежности распада Украины. В информационном пространстве появился почти позабытый термин – “раскол Украины”: “развал Украины” (Первый канал), “оранжевый раскол” и даже “начало гражданской войны”. Вчера о “тектоническом расколе” Украины заявил Д.Медведев (В.Путин).

За висновком екс-представника Президента РФ по зв’язках із лідерами Великої сімки, “основные элементы проводимой в настоящее время антиукраинской войны в целом сильно напоминают проводившиеся недавно абхазскую и югоосетинскую операции на грузинском ТВД. “Абхазско-югоосетинский сценарий для Украины” називається його аналіз.

Але щоб не здавалося, що в Росії всі публіцисти просто захоплені Україною, можна почитати хоча б їхнього націонал-більшовика Едуарда Лимонова, який пише “Мы не должны отдавать Украину”: “Если Обама скажет “я – киевлянин”, а к этому дело идёт, мы должны выдвинуть лозунг “я – харьковчанин!” и забрать город, и Левобережную Украину, и Крым, и Одессу, и Николаев себе в Россию. Была ведь Западная Германия и Восточная. Вот будут Западная Украина в западном лагере и Восточная Украина в нашем”.

Текст підтверджує, що українські події росіяни сприймають дуже неоднозначно, але також і те, що сьогодення мало кого залишає байдужим.

Враження військового журналіста Аркадия Бабченка уривками можна було читати в нього в фейсбуку. Згодом вони ввійшли в широкий репортаж. Тільки оригінал – на сайті Сноб – має більш як 50 тисяч лайків від користувачів фейсбуку. Головна метафора його “Території волі” давно була в багатьох на думці, а в декого навіть на язику:

“Я долго не мог понять, с чем у меня ассоциируется Майдан. Это и не революция, и не беспорядки, и – уж тем более – не Болотная. Не “оккупай”. Это и не война. И не протест как таковой – в его чистом виде. И даже не противостояние с властью, несмотря на баррикады и блокаду площади военными грузовиками. Да, и протест, и революция – все это здесь есть, но это все – вместе, такой бульон из социальных и политических явлений, понемногу от каждого. Ни одно из которых не является превалирующим и не может характеризовать Майдан полностью”.

Чим же таки є Майдан для росіянина, шукайте в його статті. А тут – ще кілька цитат із неї:

“Есть ли тут националисты? Да. Их здесь большинство. Партия “Свобода” – националистическая. Флаги УПА довольно часты. А речевки “Слава Украине! Героям Слава!”, “Слава нации! Смерть ворогам!”, “Украина! Понад усе!” слышны каждую минуту из каждого угла. Есть и ультрарадикалы — та самая околофутбольная молодежь, что дралась с “Беркутом” и погнала его у памятника Ленину, та самая, что таранила строй вэвэшников бульдозером у администрации президента, и та самая, что дралась во время штурма у Дома профсоюзов и поливала атакующих бранспойтами из окон Горсовета”.

При цьому всьому гість на свій подив, описує і другу сторону медалі:

“Я совершенно не разделяю бандеровских лозунгов. Но никаких проблем с моей русской речью и российским паспортом у меня не возникает. При всех этих речевках и флагах убийства по национальному признаку тут крайне редки. Тут большая турецкая диаспора и к ним совершенно спокойное, даже уважительное, отношение. Несмотря на то, что на баррикадах было слышно про “поганых янычар”, которым казаки никогда не давали править собой. Да, драки с левыми бывают. Да, памятник скидывали под крики “коммуняку на гиляку”. Но ножами друг друга никто не режет и в подъездах в голову не стреляет. “Хватит кормить гуцулов” никто не кричит.
– Кто не скачет, тот москаль, – говорит, глядя мне в глаза, прыгающий парень в казацкой шапке.
– Я москаль, – отвечаю. Прикурили друг у друга и разошлись по своим делам”.

Оскільки текст великий, то й цитат багато. Не можу приховати кінцівку вражень автора:

“Украина той ночью – ночью штурма – все-таки вошла в ЕС. Во всяком случае – Майдан точно. На одном из проходов через баррикады тут так и написано: “Вход в Европу”. И лежит этот вход именно через Майдан. Во всех смыслах”.

“Я добиралась до Киева автостопом и границу переходила пешком. Как только оказалась на территории Украины, меня за 15 минут раз семь спросили: “В Киев? На Майдан? – пише “Москвичка на Майдане” Анна Родионова. “По большому счету, не очень важно, вступит ли Украина в Евросоюз и удастся ли Майдану сместить Януковича. Да, рано или поздно Майдан кончится, эйфория пройдет, демонстранты вернутся к повседневной жизни и займутся своими делами, кто-то наверняка разочаруется. Но бесценный опыт останется с ними навсегда, ведь они свободны от страха и независимы от зла. Именно поэтому Майдан невозможно разогнать.

“Наконец-то миру открылась заветная русская национальная идея – недопущение Украины в Европу любой ценой, – починає виклад історії українсько-російської нелюбові московський священик Яков Кротов. Крізь війни народів 20 століття, крізь Голодомор і українське розстріляне відродження шукає відповіді на питання – “почему многие русские, люди приличные, образованные и, порой, по виду вполне культурные, искренне считают Украину отбившимся от рук сборищем непутёвых “младших братьев”, которых надо вернуть обратно”.

Автор блогу “О РЕАЛЬНОМ ЕВРОМАЙДАНЕ” – юрист Юрий Шулипа – не минув увагою багатьох присутніх на Майдані галичан:

“Много активистов с западной Украины и их присутствие очень чувствуется. Западенцы – это элита украинского народа. Это наиболее свободолюбивые, активные и боевые ребята, для которых СВОБОДА – это высшая ценность, и за которую они готовы отдать свои жизни. Ребята отличные. Общаясь с ними, я просто получал удовольствие от общения со свободолюбивыми, биологически здоровыми и просто живыми людьми. У нас ведь в России много людей полумёртвых, безразличных, с полным отсутствием адекватных реакций на окружающую среду. Причина этой ситуации понятна. К западенцам советская оккупация пришла в последнюю очередь и не успела вырезать всё здоровое”.

Першосічневій смолоскипній ході в честь уродин Степан Бандери теж є присвячені свідчення росіян. Чи не найпопулярніше з них – Как я на факельное шествие с бандеровцами ходил. Звіт багатий на світлини.

Ті, хто не люблять чи не мають часу вчитуватися в екран, легко можуть знайти обговорення українських подій за участю відомих людей у записі.

Авторитетний музичний критик Артемий Троицкий після повернення з Києва:

Вирізка з теледебатів за участю російської журналістки і політика Ірини Хакамади:

leave a reply: